ОСОБАЯ МИССИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Печать
21.05.2014 11:36

Менее чем через четыре месяца после образования области, 27-28 апреля 1954 года, состоялся первый съезд представителей потребительских обществ. На нем и было принято решение о создании Липецкого областного союза потребительских обществ, который десятилетия спустя вошел в число лучших потребсоюзов России и удерживает лидирующие позиции по сей день.


Прародители липецкой потребкооперации и первые беззаветные труженики отрасли были бы довольны работой и достижениями своих преемников. В этом убежден председатель совета облпотребсоюза, кандидат экономических наук Дмитрий ДВУГРОШЕВ, возглавляющий многоотраслевую организацию без малого четверть века.


— Нынешнее поколение кооператоров благодарно людям, которые стояли у истоков отрасли, — говорит Дмитрий Николаевич. — Они достойны и глубокого уважения, и доброй памяти за все, что сделали для развития не только отрасли, но и области в целом. Первым руководителем облпотребсоюза был Сергей Петрович Романенко. Ему, вероятно, досталась самая тяжелая ноша — собрать в единое целое новую организацию, создать штаб управления, решать множество самых разных вопросов.


Всего девять лет прошло после страшной вой­ны, люди в большинстве своем жили бедно. Сплошное бездорожье, на домах соломенные крыши, керосиновые лампы в избах, колхозникам денег не платили — работали за трудодни. Материально-техническая база самой потребкооперации была слаба, товары по сельскими магазинам развозили на конных повозках, зимой, по сугробам, на санях. Но при всем при том все кооперативные звенья были надежны. В магазинах с вывеской «КООП» продавались нужные сельским жителям товары — продукты питания, одежда и обувь, керосин, гвозди, серпы, школьные портфели. Действовала отлаженная система заготовок — потребкооперация закупала в огромных количествах картофель и овощи, мясо, шкуры животных.


Большинство сельских жителей состояли тогда пайщиками потребкооперации, имели некоторые преимущества на покупку дефицитных товаров. Организация, по сути, была народной и служила интересам народа. Не извлечение прибыли, не экономический интерес, а именно служение людям можно назвать девизом потребкооперации. В том-то и заключается особая ее миссия... И, если угодно, пример из личной жизни. В мои детские годы случилось несчастье — пожар в родительском доме. Жили мы тогда в Данкове. Надо было делать заново кровлю, а шифер где взять? Пришлось мне с матерью ходить по соседям и собирать понемножку куриные яйца. Не помню сейчас, сколько штук требовалось набрать, чтоб нам продали шифер. Этот частный факт — для понимания того, какие были времена. А скольким тысячам людей помогла в трудных ситуациях потребкооперация — подсчитать просто невозможно.


При всех руководителях облпотребсоюза — а возглавляли его мои предшественники Ушаков, Суворов, Шмигуль, Базовкин, Попов, Кобзев, Грезнев — кооператоры именно служили людям, а сама организация была и остается оплотом социальной стабильности на селе.


В разные годы решались разные задачи, ко­операция жила, как и вся страна. Выполнялись и перевыполнялись пятилетние планы, строились предприятия переработки, общепита, магазины. На протяжении всех шестидесяти лет липецкая потребкооперация мощно воздействовала на развитие экономики области. Причем на продовольственном рынке она выступала в качестве своего рода регулятора цен, противником их чрезмерного роста. На ее долю приходилось более трети всего оборота розничной торговли. Что же касается заготовок, то в советском прошлом закупалось 120-140 тысяч тонн картофеля, 18-19 тысяч тонн мяса и много другой сельхозпродукции. Сегодня надобности в таких объемах заготовок нет — изменились времена и реалии. Но мне, кооператору и гражданину страны, больно и обидно видеть в супермаркетах картошку из Польши, морковь из Франции, лук и чеснок из Китая. Смотришь на эти чужеземные дары природы и думаешь: Господи, а свое-то где? И становится, как таможеннику Верещагину из «Белого солнца пустыни», за державу обидно.


Но как бы там ни было, свою часть пути по заготовкам мы проходим: в каждом районе созданы и действуют предприятия по закупке сельхозпродукции. Их функционирование — проведение в жизнь политики обладминистрации по обеспечению продовольственной безо­пасности региона и занятости населения. Это направление работы всемерно поддерживает руководитель  Липецкой области Олег Королев. Развитие торгово-заготовительной сети, помощь в сбыте выращенного стимулирует деятельность крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств. Только в прошлом году у сельских товаропроизводителей закуплено продукции растениеводства и животноводства на 300 миллионов рублей. Для иллюстрации всей нашей работы позволю себе привести еще несколько цифр. В 2013 году объем оборота розничной торговли составил около 3,5 миллиарда рублей, товаров народного потребления произведено почти на 400 миллионов, а совокупный объем деятельности возрос до 5,5 миллиарда рублей.


Наши предшественники сделали многое для развития потребительской кооперации области. Мы, продолжая начатое, стараемся сохранять кооперативные принципы и ценности, отвечать вызовам времени. Один из них — быть конкурентоспособными, не сдаваться под все возрастающим натиском крупных торговых сетей. В известной мере кооператорам это удается. В системе облпотребсоюза — сотни предприятий заготовки, переработки, торговли, общественного питания. Многие магазины потребкооперации ни в чем не уступают супер-, гипермаркетам известных торговых сетей. В них продаются товары 12 тысяч наименований, путь к прилавку которых компьютеризирован, а система логистики доведена до совершенства. Покупателю об этом, может быть, и неведомо, главное — есть в продаже все, чего только душа пожелает.


До неузнаваемости преобразились наши рынки, где все красиво, изящно, современно, а цены, что главное, не зашкаливают за разумные пределы. Работники потребкоопераци 50-60-х годов просто бы глазам своим не поверили, увидев нынешние наши магазины самообслуживания, побывав в столовых, кафе, ресторанах. Некоторые из них по своему убранству, как, например, «Орфей» в Чаплыгине, могли бы, без преувеличения, конкурировать с подобными заведениями хоть Москвы, хоть Северной столицы. Но при этом нельзя забывать о том, что в малонаселенных, отдаленных деревеньках именно потребкооперация ведет торговлю товарами повседневного спроса, порой себе в убыток. Жаждущие только прибыли предприниматели туда не едут.


Делом откликаются кооператоры на самые разные запросы и потребности людей. Надо было подтянуть службу быта на селе — начали открывать свои парикмахерские. Бурная автомобилизация страны и области подтолкнула к развитию автосервиса. Станции техобслуживания, мойки, шиномонтаж взяли на себя заботу о владельцах автомобилей. А захворавшим жителям ряда сел уже не надо ездить в города или райцентры за лекарством — есть и действуют аптеки в системе потребительской кооперации.


Все достижения последних лет, наших дней — результат плодотворной работы нынешнего поколения кооператоров. Они в большинстве своем замечательные специалисты и руководители, доб­росовестные работники. Поименно всех назвать невозможно, а привести фамилии лишь некоторых было бы неэтичным и несправедливым. Но никто из моих коллег не будет в обиде, если я отмечу хорошую работу руководителей филиалов «Коопрынокторг» и «Универсальный», Добринского, Елецкого и Чаплыгинского райпо, Баловневского сельпо и всего Данковского райпотребсоюза, потребительских обществ «Надежда» и «Доброе», хлебокомбината села Измалково.


Всех работников липецкой потребкооперации и ее ветеранов поздравляю с 60-летием многоотраслевой организации. Желаю мирного неба над головой, крепкого здоровья и благополучия, успехов во всех делах и начинаниях!

источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/38609.htm